Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок...
путеводитель по творчеству Сергея Есенина, приуроченный к 130-летию со дня рождения поэта

Изображение: Открытка. Портрет русского поэта IXв. Сергея Есенина. ГОСКАТАЛОГ.РФ

Есенин о себе

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского выезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.
Бабушка любила меня изо всей мочи и ее нежности не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже сейчас какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, меня очень хотели сделать сельским учителем и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не произошло.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но мысленное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице".

Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили галопом. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом я учился плавать. Один дядя (дядя Саша) взял меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и неуверенно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?" Слово "Стерва" для него было ласковым. После, восьми лет, второму дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: "Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!".
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первым, кого я увидел, был Блок, вторым — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз увидел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слышал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре, большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1 - 2 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много смысла в форме, Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма.
Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели предложить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих стихов и поэм я бы с радостью отказался, но они имеют большое значение как путь поэта к революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютятся всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дураком. С его стороны были организованы вечные невенчанные свадьбы.
После того, как я ушел из деревни, мне пришлось долго самостоятельно разбираться в своей учебе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принималось все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений, то они в моих стихах.
Октябрь 1925
Автобиографические наброски
Есенин, С. А. Материалы, связанные с жизнью и творчеством С. А. Есенина : [12+] / С. А. Есенин. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 145 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255854 (дата обращения: 09.09.2025). – ISBN 978-5-4475-0963-7. – Текст : электронный.
Поэзия Есенина
ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь , березы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Но с лукавой улыбкой , брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь , удилами звеня.

В пряже солнечных дней время выткало нить...
Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид , под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Не видать за туманною далью

Не видать за туманною далью,
Что там будет со мной впереди,
Что там… счастье, иль веет печалью,
Или отдых для бедной груди.

Или эти седые туманы
Снова будут печалить меня,
Наносить сердцу скорбные раны
И опять снова жечь без огня.

Но сквозь сумрак в туманной дали
Загорается, вижу, заря;
Это смерть для печальной земли,
Это смерть, но покой для меня.

1911–1912
Темна ноченька
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.

1911
Изображения  созданы с помощью сервиса Шедеврум.
ПОЭМЫ и ПОВЕСТИ
  • ЧИТАТЬ
  • ЧИТАТЬ
  • ЧИТАТЬ
  • ЧИТАТЬ
  • ЧИТАТЬ
  • ЧИТАТЬ
Выставки
БИБЛИОТЕКИ
Сен. 7, 2025
Выставка
Сен. 3, 2025
Выставка
Данный сайт использует файлы Cookie в порядке и целях, указанных по ссылке.
Made on
Tilda